95 лет со дня рождения балерины Майи Плисецкой

Балерина, балетмейстер, хореограф, киноактриса. Представительница театральной династии Мессерер—Плисецких, прима-балерина Большого театра. Герой Социалистического Труда, Народная артистка СССР. Родилась 20 ноября 1925 года в Москве. С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года Майя с семьёй находилась в эвакуации в Свердловске.

В городе не было возможности для постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером «Умирающий лебедь» состоялось именно здесь. В 1943 году по окончании Московского хореографического училища, была принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины. С большим успехом выступала в Англии (1950,1963), США (1959, 1962), Франции (1961, 1964), Италии (1964) и других странах.

Балерина создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, графичностью, остротой и законченностью жеста, позы и как каждого отдельного па, так и всего рисунка партии в целом. Она первая ввела в балетную лексику такой прыжок, как «кольцо».

Партии в репертуаре Большого театра: Китри в балете «Дон Кихот», Одетта и Одиллия в «Лебедином озере», Джульетта в «Ромео и Джульетте», Сюимбике в «Шурале», Раймонда в одноимённом балете, Царь-девица в «Коньке-Горбунке», принцесса Аврора в «Спящей красавице», Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке», Мехмэнэ-Бану в «Легенде о любви», Эгина и Фригия в «Спартаке».

Выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом театре такие балеты мужа Родиона Щедрина как «Анна Каренина» (1972, совместно с Натальей Рыженко и Виктором Смирновым-Головановым), «Чайка» (1980) и «Дама с собачкой» (1985), исполнив в них главные женские партии.

В 1980-х годах много времени проводила за границей, где работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983—1984), а затем — Испанского национального балета в Мадриде (1988—1990).

20 ноября 2020

Москва, Санкт-Петербург, Шпицберген, Екатеринбург, Мюнхен, Рим, Мадрид и другие.