Циолковский Константин Эдуардович

Выдающийся российский ученый и изобретатель, основоположник отечественной космонавтики. Автор научных трудов по аэронавтике, ракетодинамике. Обосновал использование ракет для полётов в космос, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет.

Константин Эдуардович Циолковский родился 5 (17) сентября 1857 в селе Ижевском под Рязанской губернии. Отец Константина Эдуардовича, Эдуард Игнатьевич Циолковский родился в селе Коростянин (ныне Гощанский район Ровненской области на северо-западе Украины). В 1841 году окончил Лесной и Межевой институт в Петербурге, затем служил лесничим в Олонецкой и Петербургской губерниях. В 1843 году был переведён в Пронское лесничество Спасского уезда Рязанской губернии. Проживая в селе Ижевском, встретился со своей будущей женой Марией Ивановной Юмашевой (1832—1870), матерью Константина Циолковского. Имея татарские корни, она была воспитана в русской традиции. Предки Марии Ивановны при Иване Грозном переселились в Псковскую губернию. Её родители, мелкопоместные дворяне, владели также бондарной и корзинной мастерскими. Мария Ивановна была образованной женщиной: окончила гимназию, знала латынь, математику и другие науки. Почти сразу после свадьбы в 1849 году чета Циолковских переехала в село Ижевское Спасского уезда, где проживала до 1860 года.

В возрасте девяти лет, катаясь в начале зимы на санках, простудился и заболел скарлатиной. В результате осложнения после тяжёлой болезни частично потерял слух. В 1868 году семья Циолковских переезжает в Вятку. В 1869 году Циолковский определен в первый класс Вятской мужской гимназии. Однако уже с третьего класса последовало отчисление с характеристикой «… для поступления в техническое училище».

В июле 1873 года Константин Эдуардович приезжает в Москву поступать в Высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана). В училище, по неизвестным причинам, он так и не поступил, но решил продолжить образование самостоятельно. Живя буквально на хлебе и воде, принялся упорно заниматься. Все свободные деньги тратил на книги, приборы и химические препараты. Ежедневно с десяти утра и до трёх-четырёх часов дня юноша штудирует науки в Чертковской публичной библиотеке — единственной бесплатной библиотеке в Москве того времени. Работа в библиотеке была подчинена чёткому распорядку. С утра Константин Эдуардович занимался точными и естественными науками, требовавшими сосредоточенности и ясности ума. Затем переключался на более простой материал: беллетристику и публицистику. Активно изучал «толстые» журналы, где публиковались как обзорные научные статьи, так и публицистические. За три года полностью осваивает гимназическую программу, а также значительную часть университетской.

По возвращении в Вятку начал давать частные уроки по физике и математике. В 1878 году семья Циолковских возвращается в Рязань. Для продолжения работы учителем была необходима определённая, документально подтверждённая квалификация. Осенью 1879 года в Первой губернской гимназии Константин Циолковский держал экзамен экстерном на уездного учителя математики. Как «самоучке», ему пришлось сдавать «полный» экзамен — не только сам предмет, но и грамматику, катехизис, богослужение и прочие обязательные дисциплины. Успешно сдав экзамен, Циолковский получил направление от Министерства просвещения на должность учителя арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губернии и в январе 1880 года покидает Рязань.
В 1880 Женился на дочери священника Варваре Евграфовне Со¬коловой. 1880-1883 написаны работы «Теория газов», «Продолжительность лучеиспускания Солнца», «Свободное пространство».

Циолковский разработал аэростат собственной конструкции, результатом чего стало объёмистое сочинение «Теория и опыт аэростата, имеющего в горизонтальном направлении удлинённую форму» (1885—1886). В нём было дано научно-техническое обоснование создания совершенно новой и оригинальной конструкции дирижабля с тонкой металлической оболочкой. Циолковский привёл чертежи общих видов аэростата и некоторых важных узлов его конструкции.

В 1887 году Циолковский едет в Москву с докладом о металлическом управляемом аэростате. Выступал на заседании Общества любителей естествознания. Циолковский сразу же поставил перед собой труднейшую задачу — создать такой дирижабль, который был бы наиболее совершенным, безопасным для пассажиров, прочным, простым в эксплуатации, наиболее выгодным экономически. Он пришел к выводу о необходимости строить корабль целиком из металла. Этой идее цельнометаллического дирижабля ученый оставался верен всю жизнь. В том же году Циолковский написал небольшую повесть «На Луне» — своё первое научно-фантастическое произведение. Повесть во многом продолжает традиции «Свободного пространства», но облечена в более художественную форму, имеет законченный, хотя и очень условный, сюжет. Два безымянных героя — автор и его друг физик — неожиданно попадают на Луну. Главной и единственной задачей произведения является описание впечатлений наблюдателя, находящегося на её поверхности. В 1890 году пишет статью «О возможности постро¬ения металлического аэростата, способного изменять свой объем и даже складываться в плоскость». Составляет программу по арифметике для 1-3-го классов и по геометрии для 3-го класса.

В феврале 1892 года решением попечителя Московского учебного округа Ци¬олковский переведен в Калужское уездное училище. В 1894 году Циолковский опубликовал свой труд «Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина». Знаменательно не только то, что Циолковский предложил схему моноплана со свободнонесущими крыльями, близкую современной, но и то, что он подробно ее исследовал, проанализировал как с точки зрения прочности конструкции, так и с точки зрения аэродинамики.

В октябре 1897 года газета «Калужский вестник» опубликовала статью «Нет пророка в отечестве своем» (о замалчивании работ Циол¬ковского в царской России). В августе 1900 года уволен со службы в Калужском уездном училище «соглас¬но прошению по совершенно расстроенному здоровью». После многочисленных экспериментов в естественных условиях Циолковский пришел к идее испытания моделей в искусственном потоке воздуха. С этой же целью в 1897 году Циолковский построил первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью («воздуходувку», по терминологии ученого). «Воздуходувка» Циолковского отличалась равномерным потоком воздуха, что достигалось впервые примененной, ориентируемой по воздушному потоку решеткой и чувствительным прибором для измерения сил сопротивления.

В 1918 Циолковский был избран в число членов-соревнователей Социалистической академии общественных наук (в 1924 году переименована в Коммунистическую академию), а 9 ноября 1921 года учёному была назначена пожизненная пенсия за заслуги перед отечественной и мировой наукой.

Однако К.Э. Циолковскому не удалось осуществить мечты о создании дирижабля. Попытка построить дирижабль Циолковского в 1931 году на комбинате «Дирижаблестрой» не увенчалась успехом, главным образом из-за низкого по тому времени технологического уровня. Но постройка и испытание модели дирижабля объемом 1000 кубических метров убедили инженеров в справедливости основных теоретических положений ученого о преимуществах его цельнометаллического дирижабля.

Особенно большое значение придавал ученый проблеме создания межпланетных станций. В решении этой задачи он видел возможность осуществления давней мечты о завоевании человеком околосолнечного пространства, создания в будущем «эфирных поселений». Циолковский наметил грандиозный план завоевания мировых пространств, который в настоящее время успешно осуществляется.

Умер Константин Эдуардович в 1935 году.