Павлов Иван Петрович

Академик АН СССР, советский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности и современных представлений о процессе пищеварения; основатель крупнейшей советской физиологической школы.

Родился в Рязани в 1849 году. Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были священнослужителями в Русской православной церкви. Окончив в 1864 году рязанское духовное училище, Павлов поступил в рязанскую духовную семинарию. На последнем курсе семинарии он прочитал небольшую книгу «Рефлексы головного мозга» профессора И. М. Сеченова, которая перевернула всю его жизнь.

В 1870 году Павлов поступил на юридический факультет, но вскоре перешёл на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, по окончании которого в 1875 году поступил на 3-й курс Медико-хирургической академии, одновременно работал в физиологической лаборатории К. Н. Устимовича, по окончании академии в 1879 году, получив лекарский диплом с отличием и вторую золотую медаль за выполнение десяти оригинальных мсследований, был оставлен заведующим физиологической лабораторией при клинике С. П. Боткина.

В 1883 Павлов защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца». В 1884-1886 был командирован для совершенствования знаний за границу в Бреслау и Лейпциг, где работал в лабораториях у Р. Гейденгайна и К. Людвига. В 1890 избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии академии, а в 1896 — заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924. Одновременно (с 1890) Иван Петрович — заведующий физиологической лабораторией при организованном тогда институте экспериментальной медицины. С 1925 до конца жизни он руководил институтом физиологии АН СССР. В 1904 удостоен Нобелевской премии за многолетние исследования механизмов пищеварения.

Развивая идеи И.М. Сеченова, Павлов создал в начале XX века принципиально новое учение о высшей нервной деятельности, отличавшееся от концепций других авторов строго причинным объяснением механизмов и закономерностей поведения живых существ. В течение пятнадцати лет он работал над изучением физиологии пищеварения и при помощи фистульной методики доказал существование в пищеварительном тракте нервного аппарата, регулирующего пищеварительные процессы, определил взаимосвязь между мозгом и органами пищеварения и впервые в истории физиологии доказал наличие рефлекторного механизма в работе желудочных желез.

Сделать такую операцию, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта, было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из кишечника сок переваривал кишечник и брюшную стенку. Павлов так сшивал кожу и слизистую, вставлял металлические трубки и закрывал их пробками, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта — от слюнной железы до толстого кишечника, что и было сделано им на сотнях экспериментальных животных. Понятие «условный рефлекс» — Павлов определял как элементарное явление жизнедеятельности, интегрирующее в себе как физиологическое, так и психическое.

Руководствуясь методом условных рефлексов, Иван Петрович открыл закон индукции – взаимоотношения между двумя основными процессами в деятельности коры больших полушарий головного мозга: процессами возбуждения и торможения.

Исследуя основные свойства нервных процессов, Павлов создал новое физиологическое учение о разных типах нервной системы и характере нервной деятельности. Если происходит чрезмерное напряжение нервных процессов, превышающее возможности центральной нервной системы, то возникают нервные заболевания – неврозы.

Специальному исследованию в школе Павлова были подвергнуты взаимоотношения между корой головного мозга и подкорковыми центрами, что позволило выявить роль инстинктивных и эмоциональных факторов в организации поведения. Экспериментальное изучение эмоций было проведено также в связи с нарушением баланса между возбуждением и торможением и ломки т.н. динамического стереотипа, т.е. прочно сложившейся системы условно-рефлекторных связей. Определяя качественное различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, П. выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми).

Вторая сигнальная система – членораздельная речь, появилась, как сам говорил Павлов, на стадии развития «животного мира на фазе человека», у которого сформировались качественно-новые связи нервной системы. Благодаря слову как «сигналу сигналов» мозг отражает реальность в обобщённой форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения.

Павлов выдвинул также учение о типах высшей нервной деятельности, которые понимались как основанные на определённом сочетании свойств нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность) устойчивые индивидуальные «картины поведения», соотносимые с четырьмя типами темперамента.

Запомнился Иван Петрович своим современникам еще и как блестящий педагог, лектор. Всегда опрятный, сопровождая свою речь разнообразными жестами, вначале лекции говорил приглушенно, а затем его научная речь превращалась в бурный поток доказательств, метких определений, сравнений и образов. Особое внимание он придавал наглядности своих лекций, сопровождая их демонстрацией различных опытов на собаках. Он учил будущих врачей мыслить, исходя из действительной обстановки у постели больного, а не из мнений авторитетов, хотя бы этим авторитетом был он сам.

На основе учений Павлова разрабатывался широкий круг педагогических проблем, в особенности связанных с выработкой навыков, развитием памяти, внимания, динамики познавательных и эмоциональных процессов.

В августе 1935 года в Ленинграде проходит XV Международный конгресс физиологов мира, который присвоил Ивану Петровичу Павлову почетное звание Старейшины физиологов мира.

Умер 27 февраля 1936 года.